Площадь им. Ф.Э. Дзержинского

Центром Тракторозаводского района является площадь имени Ф. Э. Дзержинского. В память стойкого большевика-ленинца, и завод, и площадь были названы его именем.

В 1935 г. по проекту скульптора С. Д. Меркурова на ней был сооружен памятник Ф. Э. Дзержинскому.

Основной композиционный центр площади — главные проходные ворота, построенные в послевоенное время по проекту московского архитектора профессора И. Николаева.

На зданиях, расположенных севернее и южнее проходных,— декоративно-художественные панно, изображающие героическую оборону тракторного завода и мирный труд рабочих.

В центре площади на постаменте танк Т-34 — символ беспримерного героического и трудового подвига тракторостроителей в Великой Отечественной войне.

Площадь Дзержинского постоянно реконструируется.  Когда-то она окружалась зеленой зоной, теперь она вырублена и благуостроена прилегающим торгово-развлекательным центром.

В 1926 г. председатель Высшего Совета Народного Хозяйства СССР Ф. Э. Дзержинский предложил построить тракторный завод в Сталинграде.

Место для строительства было выбрано в 14 км севернее центра города, в ровной степи, где были огороды и бахчи. 12 июля 1926 г. состоялась церемония закладки тракторного завода, первого в СССР.
В полную силу строительство развернулось с 1929 г. Это было трудное, но героическое время. На невиданную по размаху стройку ехали молодые рабочие со всех концов страны.

Великий пролетарский писатель А. М. Горький, посетивший в 1929 г. Сталинград, был восхищен невиданным упорством, энтузиазмом строителей тракторного и позже в предисловии к книге «Люди Сталинградского тракторного» напишет: «Очень трудно было представить, что муравьиная суета маленьких людей способна оковать пустыню железом, думалось, что, пожалуй, не хватит железа, да и сил тоже не хватит. Но вот, хватило!»

Много ярких, поистине героических примеров самоотверженного труда вписали в историю завода его первые строители, первые рабочие.

По подсчетам американской фирмы Альберта Кана для монтажа механического цеха требовалось 163 дня, молодые рабочие установили их за 28 дней.

Холодная выдалась весна 1929 года. Пронизывающий ветер, дождь, липкая раскисшая глина, промокшие телогрейки не спасали людей от холода, а молодежь на комсомольском собрании заявила: «...дождь нам не помеха! Социализм строится при любой погоде».

В апреле 1930 г. в Сталинград прибыла первая группа американских специалистов, среди которых был коммунист инженер Франк Бруно Хоней. За отличную работу он был награжден орденом Ленина и навсегда связал свою судьбу с советской страной.

Американские специалисты помогали осваивать технику 7 тысячам комсомольцев-добровольцев, приехавшим из всех республик страны. Вчерашние крестьяне — русские, татары, осетины, узбеки, калмыки,— многие из которых не видели никаких машин, становились станочниками, литейщиками, кузнецами. Впоследствии эта молодежь составила основное ядро рабочих массовых профессий.

17 июня 1930 г. — день рождения тракторного завода.

Первый трактор был отправлен в Москву как подарок XVI съезду партии. По улицам столицы его вел ударник Тракторостроя Яков Френкель. Трактор поставили на площади Свердлова, у Большого театра, где проходил съезд. Потом он вернулся в Сталинградскую область, и на нем долго работал тракторист С. А. Гайдамакин.

С 1953 г. первый трактор стал экспонатом музея Революции.

20 апреля 1932 г. коллектив завода рапортовал стране, что проектная мощность завода освоена.

В этот день с конвейра сошло 144 трактора. За достигнутые успехи завод был награжден орденом Ленина.

12 апреля 1934 г. с конвейера сошел трактор под № 100000. Мечта великого Ленина о 100 тыс. первоклассных тракторов стала явью.
15 мая 1937 г. был выпущен последний колесный трактор, а с 11 июля 1937 г. завод перешел на выпуск гусеничного трактора СТЗ-НАТИ с мотором 52 л. с. Трактор был разработан конструкторами завода в сотрудничестве с научными работниками научно-исследовательского автотракторного института (НАТИ). В эти годы на тракторном заводе была создана первая в мире автоматическая линия. Ее сконструировал сталинградский рабочий И. П. Иночкин. Автоматическая линия, как отмечали ученые, послужила толчком для рождения автоматических линий не только в Советском Союзе, но и за границей.

До начала Великой Отечественной войны в Советском Союзе было изготовлено 500 тыс. тракторов, из которых Сталинградский завод дал 250 тыс. колесных и 40 тыс. гусеничных машин.

С начала Великой Отечественной войны завод приступил к выпуску танковых моторов, артиллерийских тягачей и первоклассных средних танков Т-34. Еще в 1936—1939 гг. советские конструкторы разработали, а промышленность освоила серийное производство этих танков, обладавших хорошими боевыми качествами — прочной броней, мощным вооружением, отличной маневренностью, высокой скоростью и проходимостью. Не только советские воины, но и гитлеровцы давали блестящую оценку советским танкам.

Рабочие трудились за себя и за товарища, ушедшего на фронт, работали по-фронтовому, и в феврале 1942г. завод был награжден вторым орденом, орденом Трудового Красного Знамени.

С оружием в руках защищали тракторозаводцы свой город. Здесь были сформированы истребительный батальон и танковая бригада под командованием инженера-металлурга Н. Вычугова. В конце августа 1942 г. ополченцы заняли оборону севернее заводской территории.

Несмотря на то, что фронт был рядом, в 1,5 километра, рабочие продолжали ремонтировать танки. В августе 1942 г. из имеющегося задела  было   выпущено   390   танков,   в   сентябре — 200 танков и  150 тягачей.

В цехах от бомбардировок, обстрела погибли многие рабочие, многие были ранены.

В октябре заводская территория превратилась в арену ожесточенных боев.

На ослабленные советские дивизии (112-ю, 37-ю гвардейскую) фашисты 14 октября двинули три дивизии, 150 танков.

Бой шел за каждый цех, за пролет, за развалины. К исходу 15 октября фашисты вышли к Волге. До конца Сталинградской битвы этот район был в руках гитлеровцев.

2 февраля 1943 г. здесь, в районе тракторного завода, прозвучал последний залп Сталинградской битвы.
Над площадью Дзержинского взвилось знамя Победы.

Завод был превращен в руины, его территория перепахана бомбами и снарядами. На каждый квадратный километр площади враг сбросил по 2 тыс. авиабомб.

Механический цех, занимавший 54 тыс. кв. м площади, представлял хаотичное нагромождение металла.

Героика сражения на территории завода сменилась героикой возрождения. Под открытым небом рабочие налаживали ремонт танков. 12 июня 1943 г. на фронт был отправлен эшелон отремонтированных машин, на башне каждой была гордая надпись «Ответ Сталинграда».

С 1944 г. завод перешел на выпуск мирной продукции.

14 января 1970 г. был выпущен миллионный трактор. Он торжественно был вручен знатному механизатору нашей области С. А. Гайдамакину, водившему первый трактор.

На заводе трудятся сыновья и внуки первых тракторостроителей. Ежегодно, в торжественной обстановке происходит церемония посвящения молодежи в рабочий класс.

Вырос, похорошел и жилой поселок. В центре его большой торговый центр, на берегу Волги восстановлено здание Дворца культуры (в нем размещается заводской музей), на левом берегу Волги.

В память о героях Сталинграда на отдельных зданиях установлены мемориальные доски.

 


blog comments powered by Disqus