Волгоградский метротрам

Волгоградский метротрам (скоростной трамвай, подземный трамвай) является одной из основных достопримечательностей административного центра Волгоградской области – города героя Волгограда. Официально этот гибрид трамвая и метрополитена называется скоростным трамваем, в народе называется метротрамом. Скоростная линия с обособленным полотном и подземной частью, построенная по нормам метрополитена – первая и единственная в России, стала своеобразным символом города. Однако это уникальное сооружение не экзотическая достопримечательность, а наиболее доступный, относительно дешевый и комфортабельный вид городского транспорта.

Однако метро-трамвайный гибрид буквально приводит в восторг многочисленных гостей Волгограда – ведь только здесь можно получить незабываемые впечатления от поездки на трамвае под землей. Идея строительства нового вида городского транспорта, совмещающего в себе преимущества метрополитена и обычного трамвая, зародилась в средине 1960-х годов, назван был скоростным трамваем. От метрополитена он взял высокую скорость сообщения, большую степень надежности, комфортабельность, а от трамвая – относительно низкую стоимость строительства и более низкую стоимость эксплуатации.

Для строительства нового вида транспорта был выбран город-герой Волгоград – один из важнейших промышленных и культурных центров страны, с населением свыше 1 млн. человек. Волгоград является ярким примером линейного города, один из самых вытянутых городов мира, протянувшийся по правому берегу Волги более чем на 70 км (для сравнения – наибольший диаметр Москвы – около 40 км). При такой конфигурации, основные транспортные потоки города направлены вдоль основной градообразующей оси города Волгограда – Волги. Строительство первой трамвайной линии началось в 70-х годах прошлого столетия и длилось почти 10 лет. Торжественный митинг по поводу открытия первой очереди скоростного трамвая состоялся 5 ноября 1984 года на станции «Площадь Ленина».

Линия скоростного трамвая соединяет северные районы города с центром, проходит через четыре городских района из восьми и связывает наиболее многолюдные и популярные места города – центр, Мамаев курган, Центральный стадион, Центральный парк культуры и отдыха, заводы «Красный Октябрь», «Баррикады», тракторный. В центре города перед улицей Бакинской трамвай ныряет под землю – и сразу загадка и тема обсуждения для всех, кто когда-либо проехался по волгоградскому СК, ведь трамвай заезжает в туннель с правой стороны, а выезжает к платформе с левой. Поскольку по линии ходят обычные чешские вагоны с правосторонним расположением дверей. Поэтому, чтобы пассажиры могли входить и выходить всегда с одной стороны, по проекту вначале и в конце подземные тоннели перекрещиваются. Всего на трассе следования скоростного трамвая расположено 15 наземных остановочных пункта и три подземные станции. Среднее время движения по линии составляет около 32 минуты, среднепутевая скорость трамвая достигает 28 км в час, ежегодные перевозки составляют около 50 млн. пассажиров. Протяженность маршрута скоростного трамвая составляет 13,5 км, основная часть которого все же наземная, и только 3,5 км – подземный участок, который проходит под центральной частью города.

Под землей расположены две станции – «Комсомольская» (административный центр города) и «Площадь Ленина». Еще одна станция, «Пионерская», устроена в месте выхода трассы метротрама на поверхность и находится на эстакаде над каньонообразной долиной речки Царицы, убранной в трубу. Эти три станции в миниатюре повторяют устройство станций классического метрополитена – просторные путевые залы отделаны мрамором и гранитом, павильоны украшены витражами и мозаиками, для подъема пассажиров на поверхность используются эскалаторы. Конечные станции «Тракторный завод» и «Площадь чекистов» обладают разворотными кругами, поскольку трамвай, в отличие от поезда метро, имеет кабину машиниста лишь с одной стороны, поэтому не может зайти в тупик и двинуться в обратном направлении задним ходом.

В настоящее время по линии курсируют двухвагонные составы, а выходные дни и в вечернее время могут встречаться одинокие вагоны. Основу подвижного состава скоростного трамвая составляют вагоны «Татра ТЗ» выпуска 1980-1987 годов. Однако в городе был проведен конкурс на поставку новых низкопольных шарнирно-сочленённых трехсекционных вагонов, победителем которого был признан ОАО «Петербургский трамвайно-механический завод». 29 декабря 2008 года в Волгограде состоялась презентация первого такого состава.

С 1984 года ведется строительство второй очереди скоростного трамвая, в настоящее время все строительные работы на участке «Пионерская»- «Ельшанка» - три новые станции (« Профсоюзная», «ТЮЗ», «Ельшанка») и перегоночные туннели протяженностью 4 км уже выполнены, идут отделочные работы. Планируемый срок открытия второй очереди – 2011 год. Однако разворачиваться трамвай на конце новой линии не сможет, поэтому будет закуплено 16 современных новых двухсторонних трамваев вместимостью до 300 человек, традиционная сцепка «Татра ТЗ» на новую ветку заезжать не будет.

В будущем линия будет продлена на юг до Волгоградского государственного университета – это будет третья очередь протяженностью 6,6 км. До 2015 года в ее составе намечено построить два перегона длиной 2,5 км со станциями «Районная» и «Сельхозакадемия», а до 2020 года – еще четыре станции («Тормосиновская», «Панфиловская», «Микрорайон 231» и «Университет») длинной 4,1 км.


blog comments powered by Disqus